Вестерн (англ. western, букв. — западный) — жанр искусства, характерный для США, включает кинематограф, телевидение, литературу, живопись и другие изобразительные искусства. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — будущих западных штатах США, но также и в Западной Канаде и в Мексике.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/a1/Eastwood-gun.JPG

Наибольший расцвет жанра пришелся на середину XX века. С того времени наметился спад.

Примыкает к вестерну аргентинская литература гаучо и рассказы об европейских поселенцах в Австралии.

ДЕФИНЦИЯ
Место действия вестернов обычно западные американские штаты (Айдахо, Аляска, Аризона, Вайоминг, Калифорния, Колорадо, Монтана, Нью-Мексико, Невада, Орегон, Юта).

Время действия — период приблизительно с 1860 года до конца «Индейских Войн», датирующихся Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы жанра также расширяются, чтобы включить Битву при Аламо (1836) и Мексиканскую революцию (конец 1920-х).

Вдобавок, жанр вестерна был приспособлен к историческим и выдуманным обстоятельствам других стран, включая Аргентину, Австралию, Бразилию, Россию и даже вымышленные космические колонии (например, телесериал «Firefly»).

Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт демонстрировался через символическое столкновение характеров. В вестернах раннего исторического периода — это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, нажимом большого бизнеса и централизацией политической власти на местах.

ОБРАЗ
Популярные фильмы-вестерны фокусируются на жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка (gunslinger). Он имеет атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойскую шляпу, шейный платок, шпоры, оружие — револьвер или винтовку, седло — но не обязательно лошадь.

Верный конь сам по себе может быть важным персонажем в сюжете.

Классические темы
Произведения в жанре вестерн часто изображают завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискацию территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. Вестерны чаще описывают общество, организованное на основе кодекса чести, чем на основе законодательства, члены которого не имеют иного социального окружения, кроме своих ближайших коллег, родственников, или, возможно, вообще находятся в одиночестве.

Литературный предшественник
В некоторых случаях эти персонажи могут восприниматься как литературные потомки средневековых странствующих рыцарей, которые и стояли у истоков развития приключенческого жанра. Как ковбой или стрелок на Диком Западе, странствующий рыцарь в европейской литературе раннего периода путешествовал со своим конем от города к городу, сражаясь со злодеями разнообразных мастей и опираясь не на развитые социальные механизмы, а на свой собственный кодекс чести. И, как странствующие рыцари, герои вестернов часто рискуют собой ради «девы в беде».

Технология
Технология присутствует: телеграф, печатный станок и железная дорога обозначают неизбежный конец завоеваний и диких территорий. В некоторых поздних территориях даже показываются автомобили и аэропланы. Важная роль отводится достижениям в области вооружений, в частности активно используется винчестер и кольт. Иногда показываются и пушки.

Пейзаж и окружение
В вестернах часто демонстрируется суровость дикой местности. Действие часто происходит в ландшафтах-пустынях. Типичный антураж — изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные городки, где есть салун, небольшой магазин, общественные конюшни и тюрьма.

Кроме дикой местности второе излюбленное место — салун. Он открыто указывает на то, что это — "Дикий Запад". Это место, где есть музыка (обычно очень расстроенное пианино), девочки (обычно проститутки), игра (покер или блэк джек), выпивка (пиво и виски), драки и стрельба.

В некоторых вестернах, куда добралась цивилизация, есть церковь и школа. В других, где еще действуют приграничные правила, жизнь все еще не имеет никакой ценности.

Пример сочетания характеров
Демонстрация этого контраста была очень эффектной в фильме Джона Форда «The Man Who Shot Liberty Valance» (1962). Женатая пара, которую играет Джимми Стюарт и Вера Майлс, возвращаются в город Шайнборн много времени спустя после того, как граница была закрыта. И они обнаруживают, как говорит Вера Майлс, что "дикость стала садом", и теперь в городе есть школы, церкви и здание суда. Затем флеш-бэком показаны воспоминания Джеймса Стюарта о тех диких и опасных днях Шайнборна, когда он сталкивался там с персонажами Джона Уэйна, Ли Марвина, Эдмонда О'Брайана, Ли ван Клифа и проч.

Набор актеров в этом фильме — прекрасный пример «хорошего, плохого, злого» и красивого, которые являются ключевыми персонажами в большинстве фильмов. Для каждого хорошего парня, будь это Джеймс Стюарт, Гари Купер или Чарльз Бронсон, обязательно должен быть свой злодей, вроде Ли ван Клифа, Джан Мариа Волонте или Брайана Долеви, своя прекрасная героиня — как Вера Майлз, Морин О'Хара или Ронда Флеминг, и незабываемые хара'ктерные персонажи, как Мартин, Джек Элем или Милдред Нэтвик.

Уточнение
Обычное восприятие часто упускает из виду, что вестерн — многогранный жанр, и он содержит ряд поджанров, фильмы в которых посвящены Индейским войнам, Гражданской войне, Мексиканским войнам, рейнджерам, железной дороге, крытым повозкам переселенцам, погонщикам крупного рогатого скота, старателям, изгоям и преступникам, стрелкам, мести, квесту и даже любви. Часто они смешиваются.

Классический пример этого — «Однажды на Диком Западе», который начинается с прибытия Чарльза Бронсона на поезде и заканчивается кадрами, показывающими, как железная дорога пролегает через пустыню, в то время как герой скачет верхом. Сам же фильм фокусируется на стремлении Клаудии Кардинале оставить позади ее мрачное прошлое и стать матерью нового общества. Ей это удается, но лишь потому, что ей помогает Бронсон, и чтобы понять этот фильм, надо знать, что на самом деле он о мести. С начала до конца Бронсон — ключевой характер, единственный, кто держит все под контролем. Именно поэтому лента начинается и заканчивается именно описанным выше образом. Хотя Бронсон превосходно борется с теми, кого объявляет представителями «старой расы», он и сам по себе является последним из этой старой расы, в то время, как дотягивание железной дороги и основание Свитуотера и Флагстоуна помогают закрыть границу. «Настоящие мужчины» уже практически исчезают. Бронсон — единственный, кто остался, и он скачет прочь к неясному и бесцельному будущему. Возможно, эта примета отражается и в «Shane», главный герой которого, стрелок, также понимает, что его время закончилось. Когда Шейн уезжает, он ранен — так что возможно, последний из этих настоящих мужчин направляется в холмы, чтобы умереть.

ВЕСТЕРН В ЛИТЕРАТУРЕ
Американская приключенческая литература 19 и нач. 20 вв. основывалась на подручном материале — завоевании Запада. В этом жанре работали многие писатели.

Являлись одним из симптомов сложения Великой Американской Легенды.

ВЕСТЕРН В КИНЕМАТОГРАФЕ
Киновестерны — одна из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Это — чисто американское явление, визитная карточка американского кинематографа. Ковбойские фильмы в Голливуде снимают с 1898 года.

Жанр, в котором описаний и диалогов мало, а пейзажи — красивые, прекрасно подходит для кинематографа. Ранние вестерны, по преимуществу снимались в студиях, как и другие голливудские фильмы. Но когда выезды на натуру стали более распространены, продюсеры вестернов стали снимать кино в различных уголках Нью-Мексико, Калифорнии, Аризоны, Юты, Невады, Канзаса, Техаса, Колорадо или Вайоминга, часто превращая ландшафт не просто в живой задник, а в действующее лицо киноленты. Также в съемках задействовались кино-ранчо (movie ranch) — специально построенные городки.

Кино в жанре вестерн имеет несколько поджанров. Например, эпический вестерн, «the shoot 'em up», вестерн с поющими ковбоями, и даже комедийные вестерны. Позже вестерны были заново осмыслены в т.н. «ревизионистских вестернах» (анти-вестернах, в число которых входят спагетти-вестерны).

Приметы жанра
Место действия — обычно Дикий Запад.

Сюжет подчас может быть связан с историей переселения белых вглубь континента, к тихоокеанскому побережью. (Например, «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла).

Ковбои и стрелки играют важную роль в таких фильмах. Часто они борятся с индейцами. В ранних фильмах аборигены часто изображаются как бесчестные злодеи. Позже многие "ревизионистские" вестерны дают индейцам более приятную трактовку. Другая распространенная тема вестерна — квест, а также группа бандитов, терроризирующих маленькое поселение. (Как в «Великолепной семерке»).

Типичные персонажи:

-невозмутимый шериф
-независимый охотник за вознаграждением («охотник за головами»)
-лихой ковбой
-кровожадный индеец, вождь, антагонист главного персонажа
-благородный индеец, иногда помощник и спутник главного героя
-коварные бандиты
-профессиональные игроки в покер
-чистая и невинная главная героиня
-роковая женщина, иногда певичка
-«девочки» из веселых домов, особенно выделяется «бордель-маман»
-Важный момент вестерна — скорость, темп действия. Т.н. быстрый выстрел» — иногда от бедра. Дуэль, перенесенная в американские условия.

Кроме того, имеет значение моральная оценка происходящего: добро сражается со злом, и, как правило, добро всегда побеждает. Иногда это придает киноленте некоторую лубочность. Но все же, хэппи энд — обязательная примета.

Классический вестерн

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b5/Great_train_robbery_still.jpg

Вести отчет можно с 1903 г. — «The Great Train Robbery». Это был немой фильм режиссера Э.С.Портера (Edwin S. Porter) с Брончо Билли Андерсоном в гл. роли (Broncho Billy Anderson). Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и снятся в нескольких сотнях короткометражках-вестернах. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт (William S. Hart).

История вестерна в США так богата, что он объединил многие жанры: боевик, приключения, комедию, драму, ужасы, трагедию, пародию, мюзикл, фантастику и проч. Золотой век этого кинематографа связан с деятельностью двух режиссеров — Джона Форда (который любил снимать Джона Уэйна) и Говарда Хокса (Howard Hawks).

Ревизионистские вестерны
Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.

С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли.

Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах (en:Revisionist Western):

-необычная мрачность тона
-использование антигероя
-значимые роли сильных женщин
-более симпатичное изображение индейцев
-критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии
-критическое отношение к чрезмерной маскулинности
-рост насилия на экране
-необычная сексуальность
-черный юмор
-акцентация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом
В число голливудских фильмов этого направления входят: «Little Big Man» (1970), «McCabe and Mrs. Miller» (1971), «The Outlaw Josey Wales» (1976) и «Непрощенный» (1992).

Итальянские спагетти-вестерны оказались наиболее успешным примером развития вестерна этого периода.

Спагетти-вестерн

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/75/LeeVanCleef.JPG

В 1960-1970-х гг. возрождение вестерна в кинематографе совпало с возникновением «спагетти-вестернов» (или «итальянских вестернов»). Большинство из них — низкобюджетные предприятия, снятые на натуре (например, в какой-нибудь испанской пустыне), которая выбиралась и из-за низких расходов команде, и за сходство с ландшафтами западных штатов. Спагетти-вестерны характеризуются наличием более активного действия и насилия, чем голливудские вестерны.

Но лучшие образцы этого жанра, прежде всего, работы Серджио Леоне, имеют и пародийные реминисценции. Например, открывающая сцена из «Однажды на Диком Западе» является перевертышем открывающей сцены из «Ровно в полдень». Эта интонация превращает их в фильмы, звучащие в другом тоне, нежели голливудские вестерны. Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, в которых оставались и роли для таких знаменитых актеров, как Джейсон Робардс, Джеймс Кобурн, Клаус Кински и Генри Фонда.

«Истерн»
Cнятые в Голливуде вестерны были популярны и за железным занавесом. В коммунистических странах развился даже целый поджанр, называемый «красный вестерн» или же «истерн» (eastern, oт «east» — восток). В этих фильмах американские индейцы обычно изображались с симпатией, как угнетенные люди, борющиеся за свои права — по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Часто в роли представителей индейской нации снимались югославы или турки (по причине отсутствия настоящих индейцев в Европе). Гойко Митич прославился исполнением благородных, добросердечных и обаятельных индейских вождей. Так что даже во время посещения США племя сиу сделало его почетным вождем племени. Американский актер Дин Рид, эмигрировавший в Восточную Германию, также снялся в нескольких фильмах.

Одним из самых популярных «истернов», выпущенных в СССР, считается «Человек с бульвара Капуцинов», в котором с политическим подтектсом повествуется о «перевоспитании» типичных ковбоев с помощью великого искусства кинематографа.

Contemporary-вестерны
«Contemporary Westerns», как следует из названия — фильмы, действие которых происходит в современной Америке, но тем не менее, используются темы и мотивы Дикого запада (мятежный антигерой, открытые ландшафты, дуэли, проч.). По большей части, их географическое место действия — те же самые западные штаты, и при этом воскрешается старый менталитет. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пэкинпа (1974), «Одинокая звезда» Джона Сэйлеса (1996), «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003), «Три могилы» Томми Ли Джонса и «Don't Come Knocking» Вима Вендерса (2005).

Вестерн и теория жанров
В 1960-е гг. критики и ученые стали относится к кинематографу, как полноправному и настоящему жанру искусства. С ростом этого интереса, теория кинематографии стала развиваться в желании понять значения. Благодаря этому стремлению, а также параллельно со сходным явлением в изучении литературы, возник комплекс научных исследований, получивший название «теория жанров». Первоначально это был семантический и структуралистский подход к тому, чтобы понять, как в кинолентах передается значение. В течение продолжительного времени осмеиваемые за свое примитивное морализаторство, вестерны вдруг стали рассматриваться вместо этого как ряд условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда, стремительной коммуникации. К примеру — белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а черная — плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку, все скотоводы были отшельниками, а горожане семейными и склонными к общине. Все киновестерны могут быть прочитаны как серия кодов и вариации этих кодов.

С 1970-х гг. это свойство жанра вестернов стало обнажаться благодаря кинолентам, в которых эти коды использовались прежде всего для того, чтобы подрыва сложившегося впечатления (в «Little Big Man» и «Maverick» это сделано комедийно).« Танцы с волками» Кевина Костнера воскресил эти коды и условности, но с одновременным "разворотом полярностей" (индейцы — хорошие, кавалерия — плохая). А «Непрощенный» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за тем исключением финала: вместо того чтобы умереть храбро и стоически, герои унижаются и вопят, проч.).

Одним из итогов применения теории жанров стал вывод, что «вестерну» не обязательно происходить на Американском Западе или даже в 19-м веке — ведь все коды могут быть обнаружены в других типах фильмов. К примеру, вот синопсис, типичный для вестерна: восточный представитель закона приезжает на запад, где он обменивается остроумными репликами и пулями с бандой убийц, получает поддержку от местного представителя власти, исполненного благих намерений, но неэффективного, однако в критический момент проявляющего себя и спасающего жизнь главному герою. Описание это подходит и к ряду вестернов, и к некоторым прочим фильмам, например, к «Крепкому орешку». «Хад» Пола Ньюмана и «Семи самураев» Акиры Куросавы — два других часто упоминаемых примера фильмов, которые происходят не на американском западе, но имеют много типичных тем и характеристик. С другой стороны, справедливо, что не все фильмы, действие которых развивается на старом американском западе — вестерны.

ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ ЖАНРЫ

Многие вестерны, снятые после 1960 г., находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семерка» (1960) Дж. Стерджеса — ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) с Брюсом Уиллисом — оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, инспирированного «Кровавой жатвой» — американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под глубоким воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда[1]. А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой — Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актер А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон).

Несмотря на холодную войну, вестерны добрались и до кинематографа Восточной Европы, которая даже восприняла их как собственный жанр, называемый «красный вестерн» или «истерн» (Red Western или Ostern). Как правило, он находил выражение в двух формах: это могли быть либо "правильные" вестерны, просто снятые в коммунистических странах, либо же приключенческие фильмы, использующие в качестве сюжета Гражданскую войну, например, борьбу с басмачами, в этом случае тюркоязычное население выполняло роль мексиканцев в классических вестернах.

Элементы вестерна могут быть найдены при желании и в некоторых кинолентах, явно принадлежащих к другому жанра. К примеру, «Герои Келли» — военный фильм, но действие и персонажи развиваются по образцу вестерна. Английский фильм «Зулусы», снятый на тему Англо-Зулусской Войны также иногда сравнивается с вестернами, несмотря на то, что действие происходит в Южной Африке.

Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. С увеличением количества жанров, излюбленный типаж главного героя никуда не исчез, перекочевав в смежные жанры. Это сильный, независимый герой-одиночка. В «Крепком орешке» персонажа Брюса Уиллиса его противник прямо, насмехаясь, сравнивает с Джоном Уэйном. (Дело в том, что этот противник — иностранец, он не понимает, в чем фишка вестернов).

Персонаж Хамфри Богарта в таких фильмах, как «Касабланка», «To Have and Have Not» и «Сокровища Сьерра-Мадре» — это одинокий борец, руководствующийся только своим личным кодексом чести, что является, вне зависимости от самого жанра фильма, типичным героем вестернов, перекочевавшим оттуда в фильм-нуар. В свою очередь вестерн, оказавший такое влияние на фильм-нуар, позже воспринял и от него некоторые черты, как это видно, например, в фильме «Sugar Creek», сочетающем приметы обоих жанров.

Пародии на жанр вестерн также распространены. Известные примеры: «Support Your Local Sheriff!» с Джеймсом Гарнером, «Cat Ballou», «Сверкающие седла» Мэла Брукса и «Rustlers' Rhapsody» с Томом Беренджером.

Ответвление жанра — «пост-апокалиптические» вестерны, где действие происходит в будущем, а общество, пытающееся восстановиться после случившейся катастрофы, показывается достаточно похожим на освоение диких территорий 19-го века. В число примеров входит «Почтальон» с Кевином Костнером и «Безумный Макс», а также компьютерная игра «Fallout».

Многие элементы космических фильмов и сериалов были восприняты в значительной степени от условностей жанра вестерн. «Внеземелье» с Шоном Коннери заимствует фабулу «High Noon» и перемещает ее в межзвездное пространство. Джин Родденберри, создатель «Стар Трека», однажды сказал о своем восприятии этого телесериала, как «повозок переселенцев к звездам» ("Wagon Train to the stars"). Из более свежих примеров — телесериал «Firefly» недвусмысленно использует тему вестерна для изображения дальних "приграничных" миров. А такие аниме, как «Cowboy Bebop», «Trigun» и «Outlaw Star» являются равной смесью элементов фантастики и вестерна. Таким образом, научно-фантастический вестерн является одновременно поджанром и вестерна, и фантастики.

Во многих романах Хайнлайна заселение других планет описывается согласно модели заселения американского запада. К примеру, в книге «Тоннель в небе», поселенцы обживают планету под названием Новый Ханаан, используя телепортационный портал, через который проходят груженые фургоны, а также проезжает их предводитель — верхом на коне и в соответствующей одежде. Хайнлайн поясняет: колонистам придется выживать в отрыве от цивилизации несколько лет, и лошади тут пригодятся больше, чем механизмы. В его же книге «Луна — суровая хозяйка» население Луны изображается как далекий от метрополии социум, выработавший собственные правила: в частности, все лунари — необыкновенно вежливы с друг другом и проявляют удивительную почтительность ко всем женщинам без исключения (ср. столь прославленное в литературе джентльменство техасцев). Связано это с тем, что все лунари — опасные люди, и если на Земле грубым словом могут пренебречь, на Луне за него тебя убьют. Почтительное отношение к женщинам тоже имеет аналогию с Диким Западом — женщин в несколько раз меньше мужчин, переселенцев. Они — хозяйки положения.

В серии книг «Темная башня» Стивена Кинга соединяются темы вестерна, классического фэнтази, научной фантастики и хоррора. Один из главных действущих лиц — Роланд Дискейн: этот персонаж — стрелок, чей внешний облик и черты личности по большей части инспирированы персонажем Клинта Иствуда из фильмов Серджио Леоне.

Вдобавок, супергерой жанра фэнтази описывается как развившийся из героя-ковбоя, единственного обладающего всемогуществом в обычных городских условиях.

«Звездные войны» Джорджа Лукаса используют многие элементы вестерна. Да и сам Лукас говорил, что намеревался воскресить в «Звездных войнах» кинематографическую мифологию, которую удавалось использовать вестерну. Джейдаи, имя которых образовано от японского слова Jidaigeki, созданы по образцу самураев (влияние Куросавы). Хан Соло одет как типичный стрелок, а заведение "Mos Eisley Cantina", в котором он знакомится с Люком и Оби ван Конуби — типичный салун на Диком Западе. Настоящий ковбой — Хан Соло в «Звездных войнах». Свои бластеры он носит в двух кобурах, и стреляет от бедра. Харрисон Форд на эту роль был избран не зря — до этого он мелькал в телесериале-вестерне «Gunsmoke», потом он снимется в вестерне «Малыш из Сан-Франциско» [2], да и почти собственно все его персонажи, включая археолога Индиану Джонса, останутся ковбоями. (Доктор Джонс даже будет носить шляпу и пользоваться кнутом).

Для описания симбиоза фантастики и вестерна используется слово «en:Weird West»